Новое поколение дошкольников имеет существенное отличие от детей, поступавших в школу 7-10 лет назад. Причиной тому служит прогрессивное развитие технологий, изменение требований в профессиональной сфере и переориентация общества на новую ступень развития. В силу глобальных изменений, в период взросления ребенок должен пройти период адаптации и получить квалифицированную помощь со стороны педагогов и родителей.
Дошкольное образование впервые получило статус отдельного образовательного этапа, основной целью которого является формирование полноценной, успешной личности. Современная подготовка к школе имеет собственный стандарт – развитие способностей каждого ребенка через условия социальной адаптации, при содействии взрослых.
Подготовка к школе для детей 5-7 лет имеет определенные задачи.
Существуют два основных способа, которые используются в дошкольной программе «Подготовка к школе 5-7 лет»:
Новые тенденции всероссийского масштаба и в городе Иркутск, сформировали базовый принцип обучения. Подготовка к школе основана не на адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения, а готовность школы к ребенку. Современное поколение детей очень разное. Невозможно выработать единую стратегию обучения и воспитания. Адаптивность обучающих программ, чуткость и понимание педагогов - те факторы, которые способствуют комфортному переходу ребенка со ступени детского сада на школьную ступень.
Действующие стандарты обучения регламентируют деятельность дошкольных и школьных учреждений. В соответствии с методическими рекомендациями, начальная школа должна служить преемственным продолжением дошкольного образования. Поступая в первый класс, дети смогут погружаться в привычную атмосферу и получать образование на основе дошкольной базы.
Педагогам, подготовка ребенка 7 лет к школе, выделяет особую роль. Их основная задача – комфортная интеграция будущего школьника из привычной среды в новую. Основными шагами на этом этапе являются практические занятия с детским коллективом.
Подобная практика решает ряд задач по дошкольной подготовке:
Формирование стрессоустойчивости, нейтральное отношение к внутренней и внешней агрессии.
Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и педагогами.
Приобретения первоначальных навыков чтения, счета и письма.
Желание учиться, стремиться к новым познаниям.
Организация совместных выставок, проведение спортивных состязаний.
Мероприятия, связанные со школьной тематикой – выставки рисунков, чтение стихов о школе.
Организация дней выпускников, приглашение в дошкольное учреждение бывших воспитанников.
- Анкетирование родителей, в ходе которого определяются проблемы и трудности при подготовке у будущего первоклассника.
- Информирование родителей об особенностях адаптации ребенка к школе (проведение семинаров, приглашение педагогов начального школьного образования, лекционные занятия).
- Совместные игровые тренинги, с использованием заданий на развитие мелкой моторики (написание букв и цифр вызывает одно из серьезных затруднений у дошкольников).
Иркутск имеет собственные наработки в области дошкольного образования. Подготовка к школе детей 5 – 7 лет предусматривает отдельную работу с родителями будущих учеников. Это важная составляющая всей программы, которая обеспечивает ее эффективность. В качестве практических занятий используется:
Подготовка ребенка к школе систематизирует приобретенные навыки. Поступая в первый класс, ученик знает свои фамилию, имя, отчество и дату рождения; может назвать домашний адрес; знаком со страной и городом, в котором проживает.
Ему знаком окружающий мир: времена года, флора и фауна. Он умеет пользоваться городским транспортом. Хорошо владеет карандашом, ножницами, разбирается в пространственном ориентировании на бумаге. Знает числовой ряд, разделяет слова на буквы и слоги.
Серьезная и всесторонняя работа коллектива педагогов и родителей – это основа успешного будущего, профессионального и личностного роста ребенка сегодня.
Ребенок получает представление о школьных занятиях, осознает важность учебной деятельности, при приобретении новых навыков и знаний.
У будущего первоклассника формируется познавательная активность; вырабатывается ответственность, стремление освоить знания самостоятельно.
Накапливаются навыки коллективной деятельности, коммуникации, позитивное отношение к окружающим, умение воспринимать и объективно оценивать стороннее мнение.
Вырабатываются социальные навыки, укрепляются общепринятые моральные нормы. Дошкольник учится оказывать посильную помощь сверстникам, объективно оценивать результат труда, воспринимать справедливую критику и учиться работать над допущенными ошибками.
проведение тематических занятий и подготовка целевых проектов;
общение со взрослыми и сверстниками.
- проявление инициативы;
- самостоятельность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- позитивное отношение к себе и окружающим;
- стрессоустойчивость.
Пройдя подготовительный дошкольный этап, дети приобретают не только знания и навыки. Всесторонне развитие позволяет выработать у ребенка личностные качества:
Подготовка детей к школе 5-7 лет