3. Упражнения по развитию речевого выдоха
Ребёнку предлагается задуть свечку, загнать мяч в ворота, сдуть снежинку, бабочку с цветка, надуть мыльные пузыри и т.д. Цель: Формирование сильного, длительного, экономного выдоха через рот, выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.
4. Упражнения для формирования просодической стороны речи
Ребёнка просят отраженно воспроизвести доступные эмоционально-выразительные качества речи (сила, высота, тембр), послушать серию ритмических ударов и определить, какое количество и какие удары были услышаны и т.д.
Цель: Нормализация интонационно-выразительных средств и качеств речи (темп, тембр, интонации, модуляции голоса по высоте и силе, логическое ударение, паузирование и др.)
5. Пальчиковая гимнастика
Ученик совместно с логопедом выполняет упражнения для развития мелкой моторики рук, проговаривая при этом стихотворение. Цель: Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук (было доказано, что одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук).
Ученик совместно с логопедом выполняет упражнения для развития мелкой моторики рук, проговаривая при этом стихотворение. Цель: Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук (было доказано, что одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук).
6. Развитие фонематического слуха
Ребенку предлагается послушать неречевые звуки и назвать их (звуки окружающей среды), затем выделить нужный речевой звук из цепочки слогов, слов и фраз. Цель: Учить на слух дифференцировать фонемы, нуждающиеся в коррекции.
Звук ставится традиционными логопедическими способами (по подражанию, от опорного звука, с механической помощью). Цель: формирование навыка правильного произношения изолированного звука.
Ребенку предлагается послушать неречевые звуки и назвать их (звуки окружающей среды), затем выделить нужный речевой звук из цепочки слогов, слов и фраз. Цель: Учить на слух дифференцировать фонемы, нуждающиеся в коррекции.
На данном этапе тренируется автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, во фразе. Используются различные игровые приемы для закрепления навыка правильно произношения звука, работа по развитию фонематического восприятия, работа с предметными картинками или предметами, с сюжетными картинками или серией сюжетных картин.
Цель: достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи (свободной речи)
Цель: Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений (точность, ритмичность, амплитуда, переключаемость, сила мышечного сокращения, тонкие дифференцированные движения).
2. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения
Ученик с логопедом садятся напротив зеркала и выполняют упражнения органами артикуляции. Для каждого звука свои упражнения («Иголочка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок» и т.д.).
На этом этапе настраиваем детей на занятие, повторяем пройденный материал, развиваем общую моторику, заучиваем различные стихотворные завлекалочки. Цель: воспитание интереса к занятию, настраивание ребенка на эффективную работу.